Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Что такое аннотация и как написать аннотацию к книге (с хорошими примерами)

Что за услуги?
Первым, что увидит читатель, редактор или литературный агент будет не текст вашей работы. Сначала они увидят небольшое описание, которое называется аннотацией. И от того, насколько правильно она написана, зависит первое впечатление о вашей истории.

Предлагаем обсудить и узнать, что это такое, какие бывают аннотации и как с ними работать.

Аннотация — это, простыми словами, краткий пересказ

Текст, для которого требуется аннотация, может быть абсолютно любым: документы, научная или дипломная работа, книга, статья, сценарий. Она помогает читателю быстро понять, о чем именно будет текст, который он держит в руках.

Самое главное, что можно понять из аннотации — стоит ли тратить свое время на более глубокое изучение данного текста. А если уж совсем упростить, то аннотация — это первое впечатление, продающая реклама, которая либо сработает, либо нет.

К примеру, аннотация научных статей позволяет профессорам за короткое время понять, насколько текст подходит для их работы. В учебных пособиях мы знакомимся со структурой и содержанием, а в художественной — с кратким пересказом сюжета. Здесь все зависит от цели и того, для какого текста пишется аннотация. От этого же зависит, как будет выглядеть текст этого краткого представления. Для художественного романа будут использоваться яркие, эмоциональные слова, а для той же научной стать — информативные, короткие и четкие.

Когда лучше всего писать аннотацию?

Представим, что вы только что начинаете работу над новой историей. Основные моменты придуманы, персонажи готовы. И вот именно сейчас идеальный момент для того, чтобы начать писать аннотацию.
Напомним, что аннотация — это краткое содержание текста. И если вы уже представляете весь сюжет в голове, то напишите его в паре абзацев, будто рассказываете другу. Так вы сами выделите основную идею, которой будете следовать.
А затем, когда история полностью окончена, стоит написать аннотацию еще раз. Она может сильно отличаться от варианта, который был написан ранее, но это нормально, ведь сейчас вы знаете свой текст куда лучше, вы уже написали целую историю. Что-то могло измениться по сравнению с начальным замыслом, что-то и вовсе ушло на задний план, и вы сделали упор на другую мысль. 

Затем уже этот второй вариант аннотации будет использоваться вами для того, чтобы заинтересовать будущего издателя и читателя. Она должна интриговать, но не раскрывать слишком многого, поэтому добавляйте в аннотацию не всю информацию.

Так что, отвечая на вопрос, писать аннотацию нужно в начале работы перед произведением и в самом конце.

Какие бывают аннотации: виды и типы

От того, что аннотации пишутся для текстов разных форматов, они отличаются по цели, форме подачи, содержанию и иным критериям. Также они могут отличаться и по объему: одни аннотации пишутся на 500 символов, другие достигают размера в полторы страницы.

Все зависит от цели и вида, поэтому предлагаем разобрать их подробнее.

Виды аннотаций по содержанию

Задача таких аннотаций — дать рекомендацию или проанализировать структуру текста. В зависимости от этих функций выделяют несколько типов аннотаций по содержанию.
  • Тип краткой аннотации

    Здесь важна лаконичность и факты, поэтому текст краткой аннотации обычно состоит из нескольких предложений, которые позволяют быстро ознакомиться с текстом. Часто с ними можно столкнуться в интернет-магазинах.
Перед вами история доказательной медицины XVI—XX вв., изложенная в форме кратких иллюстрированных рассказов. В книге описаны как хорошо знакомые, так и совершенно неизвестные факты. Врачи-исследователи, врачи-новаторы, врачи-писатели, врачи-пациенты, врачи-политики — все они совершали удивительные открытия и подвиги ради сохранения жизни пациентов
Пример аннотации
  • Тип развернутой аннотации

    Это уже более подробное описание содержания текста. Здесь, помимо основной мысли текста, могут затрагиваться разные главы, какие-то мысли и выводы. Размер таких аннотаций от нескольких абзацев до целой страницы. Все зависит от цели.

    Но здесь важно понимать, что развернутая аннотация — это не дубляж того текста, для которого она пишется. Аннотация должна передать суть и дать понять будущему читателю, что перед ним находится.
«Бесы» — одно из наиболее трагических и до страшного пророческих произведений Федора Михайловича Достоевского.

В одном губернском городе на исходе лета внезапно объявляется загадочный и притягательный Николай Ставрогин со своим суетливым товарищем Петром Верховенским, а затем и его мнимая жена Хромоножка. Сердца разбиты, планы расстроены, вокруг суета и смута. И пока высшее общество скандалит между собой, где-то за пределами их маленького мирка тайное общество нигилистов замышляет свой кровавый и бездушный план.

Задумав произведение на злобу дня, Достоевский создал его «на злобу веков». Это одновременно и психологический триллер, и социальная драма мира, в котором люди потеряли гармонию и смысл, ощутив на себе роковое влияние новых идей
Пример аннотации

Виды аннотаций по функции и назначению

О того, какую задачу необходимо выполнить, будут зависеть и типы аннотаций. Ведь одни нужны для представления научной работы, другие — для рекламы книг, кино или сериалов.
  • Тип библиографической аннотации

    Она кратко представляет книгу или статью, чтобы быстро оценить ее содержание. Часто используется на задних обложках книг.
Книга посвящена истории русской литературы XIX века. Рассматриваются авторы, направления и основные произведения. Особое внимание уделено реалистической традиции и философским взглядам писателей
Пример аннотации
  • Тип научной аннотации

    Предназначены для дипломов, научных работ, рефератов, диссертаций. Здесь важно указать цель исследования, методы, результаты и выводы.
Цель исследования — определить круг жанров малой прозы, к которым обращался М. Н. Альбов на раннем этапе. В статье рассмотрены жанры малой прозы: очерк, эскиз, фрагмент, записки, рассказ, — в том варианте, как они представлены преимущественно в раннем творчестве писателя. Показано, что тенденция к жанровому синтезу проявилась не только в крупных жанрах, в творчестве классиков XIX века, но и в малой прозе писателей так называемого „второго ряда“, к которым относят и М. Н. Альбова. Научная новизна работы заключается в подходе к изучению произведений малой прозы М. Н. Альбова с точки зрения ее жанрового своеобразия, выявлена оригинальная черта писателя — наличие жанровых подзаголовков. В результате в малой прозе М. Н. Альбова выявлен синтез жанров психологического рассказа и физиологического очерка
Пример аннотации
  • Тип издательской аннотации

    Издательские аннотации по большей части рекламными, так как служат для привлечения внимания к любому медиапродукту. Книги, фильмы, сериалы, образовательные курсы, игры — всё это идеальное место для издательских
«Обитатели холмов» — история искателей приключений поневоле, которым пришлось покинуть свой гибнущий город и отправиться в длинное, полное опасностей путешествие. И ни один из них не знает, где оно должно окончиться
Пример аннотации

Аннотации для книг художественного жанра и нонфикшн

Структура текста аннотации для художественной литературы и нонфикшн отличается. Мы собрали ключевые моменты, которые стоит учитывать при написании аннотации для разных книг.

Художественная

Цель аннотации – раскрыть жанр книги, познакомить с кем-то из героев, с основной проблемой или ключевой линией книги. Аннотация должна парой предложений «завлечь», создать интригу.

Нонфикшн

Цель аннотации — описать суть работы, какую пользу может принести книга читателю, нужно выделить особенность — чем книга отличается от ряда подобных в данном жанре и по данной теме.

Начать можно с предложения «об авторе». Расскажите об успехах, регалиях, предыдущих книгах или статьях. В идеале эта информация должна уместиться в 1 предложение.

Художественная

«Об авторе» — не обязательно.

Нонфикшн

«Об авторе» — необходимо. Читатель хочет понимать, насколько автор разбирается в заданной теме.

Постарайтесь в аннотации ответить на вопросы:

Художественная

Где и когда происходит действие?

Примерное или точное место действия даст возможность воображению читателя начать рисовать картинку. Некоторым читателям важно и время действия, ведь кто-то любит истории из прошлого или, например, перемещения во времени.


Кто главный герой?

Профессия, семья, возраст и другие детали сделают вашего героя особенным уже в аннотации.


Что делает?

Кратко опишите завязку произведения, проблему или задачу, которая появится у героя.


Что/кто ему противостоит?

Причина, по которой герой не может быстро решить проблему, антигерой или просто непростая ситуация, с которой он сталкивается.


*Задайте риторический вопрос

Иногда вопрос в конце вызывает у читателя желание ответить, а значит найти ответ в книге.

Нонфикшн

О чем книга?

Дайте определение тому, о чем пишете в книге. Быть может, ваша книга о чем-то редком и уже название может вызвать у читателя массу вопросов. Например, «КЕТО диета», «Биохакинг», «Agile» и прочее. Этим названиям для большинства читателей необходима расшифровка.


Кто изучал эту тему до вас?

Ответ на этот вопрос поможет указать других экспертов в этой сфере или показать, что тема мало изучена и вы являетесь одним из первопроходцев.


На какие вопросы отвечает книга?

Постарайтесь написать ответ на этот вопрос в 1−2 предложениях. Так вы сможете пояснить, на чем именно в тексте идет упор.


Кому это интересно?

Целевую аудиторию своей книги вы определяете еще на этапе ее написания, но в аннотации вы можете напрямую обратиться к аудитории и сказать, что эта книга именно для нее. «Эта книга для всех, кто пишет книги в жанре нонфикшн», «Эта книга для тех, кто хотя бы немного любит искусство», «Книга адресована всем, кто увлекается психологией».

При написании аннотации к книге:
  • Постарайтесь уместить аннотацию в 1−2 абзаца.
  • Не пишите оценочных слов: «самый смешной», «новое слово в литературе», «так еще никто не писал» и пр.
  • Используйте простые предложения. Так легче воспринимать информацию.
  • Не используйте в аннотации отрывок из книги.
  • Не пересказывайте в аннотации сюжет книги.
  • Если у вас есть знакомый эксперт в вашей сфере или просто медийная личность, попросите у него отзыв о книге и дополните аннотацию его цитатой.
В нашей схеме мы собрали основные моменты, на которые стоит обратить внимание при написании аннотации. Но мы также призываем не бояться чередовать или расширять пункты этой схемы. Помните, что аннотация — это один из главных инструментов продвижения вашей книги!

Примеры хороших аннотаций авторов Литрес Самиздат

"Долгожданный смех", Аристарх Ромашин

Что плохого в желании человека быть счастливым? С детства Джереми Брауна окружает несчастье. Вначале из семьи уходит мать. Потом из-за непогашенных кредитов застреливается отец. Любимая девушка не выдерживает испытание расстоянием. В выпускной день умирает бабушка. Жизнь катится под откос. И когда Джереми окончательно смиряется со своей судьбой, появляется женщина, которая дает ему надежду на счастливую жизнь. Сможет ли Джереми обрести счастье или судьба подготовила для него новый удар?

«ПроДавать», Оксана Данилова

Пособие для специалистов по работе с клиентами, менеджеров по продажам и широкого круга читателей смежных профессий. Книга позволяет систематизировать процесс работы, с клиентами опираясь на базовые методы и техники продаж. Автор топ-менеджер с 20-летним опытом работы в различных международных компаниях, таких как Abbott Laboratories, Pierre Fabre Madiсament Production и успешной историей личных продаж.

Н4 «Мифы отделов продаж. Как не наступить на грабли и не дать себя обмануть», Михаил Терентьев

В книге подробно и с примерами рассматриваются и опровергаются наиболее частые заблуждения и стереотипы, связанные с работой отделов продаж, особенно в сфере В2 В. Читатель узнает, почему эти мифы не работают, что происходит в реальности, и к каким проблемам могут привести основанные на мифах решения. Также автор дает свои рекомендации по принятию решений в каждом из рассмотренных случаев. Книга будет полезна руководителям коммерческих служб, а также генеральным директорам и собственникам бизнеса.

Н4 «Черный PR», Ольга Шпакович

Роман показывает телевизионную «кухню» изнутри: столкновение амбиций, интриги, успех любой ценой… Героиня — талантливая и амбициозная журналистка из провинции — по воле случая становится «звездой» телеканала. Но вместо того, чтобы почивать на лаврах, она вынуждена отстаивать свое «место под солнцем». Постепенно она сама опускается до уровня своих завистливых коллег, что приводит ее к трагедии…
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.