Top.Mail.Ru

Что такое конфликт в литературных произведениях и зачем он нужен

Что за услуги?
Столкновение сторон — это триггер для развития персонажей и отношений, шанс показать глубину героя и повернуть сюжет, а главное — возможность вызвать у читателя сильные эмоции. Разбираемся, как нагнетать, использовать и разрешать конфликты в тексте.

Конфликт — что это такое?

Борьба противодействующих сил — это и есть конфликт в литературе, виды которого мы рассмотрим чуть ниже.

Само же противостояние противоположностей обеспечивает нужное воздействие на читателя. Такое противоборство будоражит воображение возможностью разных вариантов развязки истории (как позитивного, так и негативного исхода событий).

4 функции конфликта

Столкновение может быть внешним (в конфликте между двумя героями; между героем и окружающей средой) и внутренним (героя с самим собой). Вне зависимости от типа, конфликт помогает решить следующие задачи.
Функция 1

Конфликт движет сюжет

Конфликт — это то, из чего вырастает драма, выдающееся событие, которое влечет за собой другие события.
Функция 2

Конфликт побуждает героев раскрываться и действовать

Конфликт — это борьба интересов. Герою мешает либо другой герой, либо среда, либо он сам (его слабости, убеждения, привычки). В этих обстоятельствах персонаж должен что-то предпринять (или не предпринять). Реакция героя на острую ситуацию, его выбор, действие или бездействие, и есть раскрытие персонажа.
Функция 3

Конфликт создает напряжение

Конфликт — это интрига. Чем закончится столкновение? Загадка заставляет читателя следить за ходом событий и стремиться узнать, как завершится история. Согласно сценаристу Роберту Макки, привлекательность и убедительность героя определяются тем, насколько серьезны противостоящие ему силы.
Функция 4

Конфликт удерживает интерес читателей

Чтобы преодолеть препятствия и разногласия, герой должен действовать, а волевой активный герой вызывает симпатию. Чем выше ставки, тем сильнее читатель сопереживает персонажу, радуется его победе или сочувствует поражению.

Чему способствует конфликт в литературе?

Столкновение противоположных взглядов можно наблюдать в разных по объему и стилистическим особенностям произведениях:
  • небольших рассказах;
  • эпохальных романах;
  • эпических сагах;
  • пьесах для драматического театра.
Конфликт нужен, прежде всего, для того, чтобы задать идейную направленностью сюжету. Он обеспечивает взаимосвязь противоположных образов, гармоничное выстраивание композиции.

Конфликт в литературе: виды

Внешний конфликт

Подобные конфликты в произведениях литературы встречаются довольно часто. Они предусматривают наличие противоречий, причины возникновения которых чаще всего не зависят от действий героя книги. Хотя порой случается и так, что этот персонаж сам ставит себя в более чем затруднительное положение (например, залезает в долги и оказывается не в силах их оплачивать).

Внутренний конфликт

Быть антагонистом самому себе — что может быть драматичней? Внутренний конфликт — это борьба героя с собственными принципами, привычками, идентичностью и даже с собственной судьбой. Например, Мартин Иден в одноименном романе Джека Лондона на пути к вершинам писательской карьеры сражался не только с обстоятельствами, но и с собственными непросвещенностью и сомнениями.
Межличностный конфликт
Здесь подразумевается противоречие интересов, целей или представлений героев, которые вынуждает персонажей действовать наперекор друг другу. В качестве примера — межличностный конфликт Шерлока Холмса и профессора Мориарти, который представляет из себя классическое противостояние героя и антигероя, добра и зла, света и тьмы. Мориарти — отражение гениальности Шерлока, ведь если бы сам Шерлок решил пойти дорогой зла, то стал бы таким же, как Мориарти. А Мориарти, пойди он дорогой справедливости, стал бы, как Шерлок. В этом одновременно их самая большая схожесть и самое большое отличие, из-за чего их межличностный конфликт и выглядит таким интересным.

Социальный конфликт

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.
К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение — произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.

Конфликт человека и природы

Такой тип конфликта в полной мере удовлетворяет интересам многих писателей. Он дает автору большой простор для:
фантазии;
демонстрации характеров героев книги.

Основой для развития сюжета становится проблема выживания человека в экстремальных условиях (после природных или техногенных катастроф, нападения диких животных и т. д.). Отражению конфликтных ситуаций такого рода посвящены произведения «Марсианин», «Робинзон Крузо», «Выживший».

Конфликт человека и судьбы

Это одно из самых трудных противоборств: как в литературе, так и в жизни. Основной причиной конфликта является нежелание человека мириться с тем, что было предначертано ему судьбой. Только неординарной личности под силу пытаться изменить свой жизненный путь. К слову, такое противоборство далеко не всегда заканчивается победой человека. Например, Мастер из известного романа М. Булгакова вышел проигравшим из сражения с собственной судьбой.

Внеличностный конфликт

Герой здесь не противостоит конкретно кому-то или себе. Он вступает в битву с внешними факторами и обстоятельствами, системой, идеей, технологией. Такие конфликты часто лежат в основе многих сказок, ведь помимо реальных врагов, с которыми встречается герой (это другой вид конфликта), ему предстоит пройти ряд испытаний, не предусмотренный кем-то или чем-то заранее. Этот ряд испытаний и есть внеличностный конфликт — несвязанный с какими-то персонажами.

2 вида сюжетного конфликта

Чем острее конфликт, тем замысловатее окажется закручен сюжет. Следовательно, читатель будет с большим интересом следить за его развитием. Но какой вид конфликта больше подойдет вашему произведению?

Локальный преходящий сюжет

Этот вид конфликта предусматривает, что конфликт имеет свое начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки, которые отлично раскрывают данный вид конфликта:
  • 01
    В первой из них происходит обнаружение «недостачи». Под ней Пропп понимал стремление героя обрести то, без чего он не сможет жить полной жизнью (то же желание купеческой дочки заполучить аленький цветочек).
  • 02
    Во второй части сказки имеет место противоборство ее главного персонажа с противником, долгожданная победа (к примеру, Ивану-царевичу удалось показать свое превосходство в схватке с Кощеем Бессмертным).
  • 03
    В заключительной части произведения главный герой обретает желаемое — то, к чему он стремился изначально.

Устойчивое конфликтное положение

Так называют вид конфликта, не имеющий разрешения в рамках конкретного сюжета. Устойчивое конфликтное состояние (положение) получило широкое распространение в конце 19 века. Оно присуще преимущественно сюжетам произведений писателей-реалистов.

Способы выхода из конфликта

Положим, автор подвел героя к конфликту, а у читателя смог вызвать эмоции. Что делать дальше? Способы выхода из ситуации вы найдете в слайдере.

Эмоционально незрелые выходы из конфликта

  • Скандал
    Выпуская пар, герои могут как разрешить конфликт, так и усугубить его.
    Усугубление ситуации: накручивание, подзуживание, попытки вывести вторую сторону из равновесия — все это работает на накал конфликта и обострение отношений.
  • Уничтожение оппонента
    Как моральное, так и физическое. С одной стороны, нет оппонента — нет борьбы. С другой стороны, такой способ может привести к дальнейшему внутреннему конфликту победившей стороны.
  • Силовой способ
    Ваши персонажи, как и живые люди, могут прибегнуть к методу грубой силы. Возможно, при этом придется поставить тексту маркировку 12+ или 16+.

Взрослые и эмоционально зрелые выходы из конфликта

  • Альтруизм
    Герой готов уступить, бескорыстно сделать что-то для другого персонажа. Почему это может быть интересным ходом? Так герой возвышается морально над собой, а вместе с ним и читатель. Посочувствовать своему противнику, увидеть в нем человека и простить его слабости — ход по-настоящему сильного героя. Не обязательно, кстати, жертвовать своими интересами. Взрослый человек попытается найти компромисс.
  • Обращение конфликта в шутку
    Герои могут посмеяться над проблемой, и это снизит накал, но сработает, только если столкновение не слишком серьезное. Есть темы, над которыми шутить неуместно, и если ваши герои поступят так, читатель может этого не понять.
  • Сознательное избегание
    Такой тип решения подойдет, когда персонажи хотят выиграть время. Герой признается, что сейчас не готов столкнуться с этой проблемой, у него недостаточно сил или ресурсов. Что можно сделать? Заняться подготовкой к главному сражению. Так часто делают герои боевиков, которые начинаю усиленно тренироваться перед схваткой с противником.
    Сублимация: это возможность выразить агрессию в социально приемлемой форме, например, сходить в спортзал или поучаствовать в стендап-баттле.

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь четкую, ясную цель, которая остается неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу — придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре — такому же обделенному жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в еще более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения — столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.

В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждет незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.

Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского — романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников четко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.

Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлеченными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.

Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX — начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них — свобода, неведомая другому.

Зарубежная литература

Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ежика» Барбери Мюриэль ведет двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалекой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).

В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.