Top.Mail.Ru

Остросюжетная литература: что такое и как писать

Что за услуги?

Что такое остросюжетная литература?

Остросюжетная литература — это книги, которые цепляют читателя с первых страниц, постоянно подогревают любопытство и держат в напряжении до последних строчек.
Сюжет такой литературы базируется на динамике, конфликте и интриге. Герой, как правило, попадает в сложную (а то и безвыходную) ситуацию и вынужден решать многочисленные проблемы на пути к цели. Остросюжетное произведение — это ярко выраженный конфликт, постоянные сюрпризы и концовка, которая и вовсе может перевернуть все происходящее с ног на голову.

Что входит в остросюжетную литературу

Остросюжетная литература включает в себя следующие жанры:

Криминальный роман

Боевик

Триллер

Криминальный роман

Хоррор

Фантастика и мистика

Любовный роман и эротика

Признаки остросюжетной литературы

Остросюжетное произведение — это захватывающая книга, где зачастую невозможно предугадать, ни чем закончится история, ни даже что случится на следующей странице. Вот что еще характерно для таких жанров:
  • Интенсивный конфликт и динамичность сюжета. Происходит постоянная смена декораций, герои сталкиваются с препятствиями, им что-то угрожает, и читатель в напряжении ждет развязки.
  • Неожиданные повороты сюжета. События развиваются не просто быстро, но и непредсказуемо. Обычно остросюжетное произведение наполнено самыми разными способами удержать внимание читателя — это и интриги, и двойные игры, и внезапная смена ролей.
  • Саспенс и нагнетание атмосферы. Любая ошибка главного героя может привести к катастрофическим последствиям, а перед ключевыми сценами автор намеренно слегка замедляет повествование. В результате читатель максимально заинтригован и вряд ли сможет уснуть, не прочитав «еще пару глав» — этого автор и добивается!

Как написать остросюжетное произведение

Основное требование к написанию остросюжетной литературы выдвинул еще создатель Джеймса Бонда Ян Флеминг в эссе «Как написать триллер».
«Существует один-единственный рецепт создания бестселлера — и весьма простой, — писал он, — Если вы вспомните все прочитанные вами бестселлеры, то обнаружите, что все они обладают одним общим качеством: они так и вынуждают вас перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же случится дальше».
Но как же вынудить читателя переворачивать страницу за страницей до самого конца? Для этого есть несколько важных правил.

Цепляйте с первых слов

«Дверь моего кабинета внезапно распахнулась — и я понял, что игра окончена».
В остросюжетной литературе действует так называемое «правило пяти страниц». Если за это время в книге не случится ничего значимого — герой не угодит в переплет и даже не окажется в смертельной опасности — читатель, скорее всего, отложит такую книгу в сторону. К примеру, уже в прологе «Коде да Винчи» Дэна Брауна случается жестокое убийство, а убийца намекает на существование какой-то весьма загадочной тайны. А Джим ди Гриз, главный герой романа Гарри Гаррисона «Стальная крыса», за первую главу попал под арест, устроил взрыв и сумел ускользнуть от цепких щупалец преследующих его роботов-полицейских.

Повествование должно постоянно держать читателя в напряжении

В остросюжетной литературе протагонист должен раз за разом влипать в новые переделки, играть в догонялки со смертью, а любая передышка обязана оборачиваться очередной засадой. Остросюжетное произведение должно напоминать телевизионный сериал «24 часа», в котором у главного героя вечно оказывалось всего 24 часа на решение очередной задачи. Как говорил Курт Воннегут, «не бойтесь быть садистами». Нет лучше способа построить эмоциональную связь между читателем и персонажем, чем заставить читателя постоянно переживать за протагониста.
«Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше для драматизации, — соглашается с ним автор книги „Атлант расправил плечи“ Айн Рэнд, — Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя».

Больше драйва!

Сюжет должен развиваться динамично. Речь не только о бесконечных погонях, перестрелках, драках, схватках и дуэлях (кто сказал «24 часа»?), хотя, если вы пишете приключенческий роман или боевик, без них не обойтись. Каждое слово должно толкать повествование вперед, а короткие главы должны обходиться минимумом описаний, размышлений, рефлексии и лирических отступлений.
Данный рецепт применим не везде. Психологический триллер допускает замедление повествования почти до нуля, а душевные переживания и рефлексия главных героев и вовсе являются одним из главных компонентов успеха жанра.

Заканчивайте главы клиффхэнгерами

Что такое клиффхэнгер? Этот термин пришел из кинематографа. Так называется художественный прием, при котором повествование обрывается на самом интересном месте, оставляя зрителя затаив дыхание ждать, что же будет дальше. Остросюжетное произведение тоже редко обходится без такого приема — им пользуются, например, Дэн Браун и автор «Досье Дрездена» Джим Батчер. Подобный прием пригодится, если вы чередуете несколько сюжетных линий или публикуете книгу по главам в проекте «Литрес: Черновики».

Водите читателя за нос и регулярно удивляйте

Читатели открывают остросюжетное произведение, чтобы развлечься и пощекотать себе нервы. Для них главные грехи романа — это скука и предсказуемость.

Опытный поклонник жанра за километр почует предсказуемый поворот сюжета, и, если события будут развиваться в полном соответствии с его ожиданиями, он закроет книгу и больше к ней не вернется.

Поэтому постоянно удивляйте читателя. Водите за нос, не позволяйте сложить все кусочки мозаики раньше героев, а в тот момент, когда он решит, что наконец-то обо всем догадался, переверните происходящее с ног на голову. Введите в повествование новую улику или нового персонажа, которые выставят все произошедшее в новом свете, и сюжет привлечет внимание с новой силой. Главное, помните, что прием «Вот это поворот» должен быть логически обоснован, а все противоречия вызваны недостаточной осведомленностью героев, а вовсе не потому, что автор решил, что все было совсем не так.
Была ли статья полезна для вас?
Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.